Рецензия на фильм Бергмана «Земляничная поляна»

Думаю, стоит начать с того, что жаргонным словосочетанием «земляничная поляна» в Швеции называют психиатрические больницы. Но эта идиома также часто служит для обозначения любимого места, связанного с положительными воспоминаниями. Собственно, фильм Бергмана с аналогичным названием и рассказывает нам историю о «маленьком сумасшедшем доме», где пациент — главный герой, 78-летний профессор из Стокгольма, который едет со своей невесткой на получение премии за выслугу лет, возвращается в воспоминаниях и снах на свои «излюбленные» (а иногда и не очень) места. В кинокартине Бергман препарирует человеческую личность, занимается психоанализом. «Опуская» персонажа в самые замысловатые ситуации, уделяя особое внимание снам героя, Бергман задает тему развития личности, её эволюции, отвечает на вопросы, почему человек такой, какой он есть и что именно на него повлияло.

Фоном для развития действия в «Земляничной поляне» служит дорога — некий символ пути, пройденного человеком. Вся жизнь главного героя — Исаака выстраивается перед зрителями «рядком», в развитии. Бергман добивается этого таким приемом, как ретроспектива, а то есть флешбеками и снами, наполненными множеством символов — рассыпающийся человек, часы без стрелок, гроб и многое другое.

Также Бергман использует говорящие имена для героев. Исаак, Сара — имена библейские. Исаак в Библии был прославлен своим чудесным рождением и спасением от принесения в жертву. Это раскрывает главного героя «Земляничной поляны» в полной мере — ведь теперь мы можем предположить, что ждет личность «земляничного» Исаака.
Режиссер необычно выстраивает кадр. Кадр у Бергмана — словно сценическое пространство, преобладают средние и дальние планы, камера чаще всего расположена по отношению к герою в фас (сцены в машине, пробуждения Исаака). Отдельно хотелось бы отметить техническую часть снов главного героя — переход между ними и реальной жизнью (не считая момент пробуждения) сделан очень плавно, что замечательно передает атмосферу сновидения — ведь мы не замечаем, как засыпаем.
«Земляничная поляна» — картина, актуальная во все времена, ведь человеческая личность — это безусловно сложная вещь, которую «разобрать» до конца — невозможно. И, к тому же, каждый из нас имеет свой «маленький сумасшедший дом».

смотрите так же:

СЫР и его виды

🧀Твердые сыры Для изготовления тостов и бутербродов правильнее брать чеддер и маасдам. Они же очень …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.